Меню

СОЗДАВАЯ ЧУВСТВА

С 22 июля по 2 августа в пространстве театра «Россия» проходит шестая выставка гибридного искусства LexusHybrid Art. Следуя концепции этого сезона — «создавая чувства», — куратор Бернардо Москейра (Bernardo Mosqueira, Бразилия) собрал в гигантском лабиринте кинетические инсталляции, видеокартины и контактные перформансы ведущих современных художников со всего света.

НАПРЯЖЕНИЕ, РАЗМЫШЛЕНИЕ, УДОВОЛЬСТВИЕ, РАССЛАБЛЕНИЕ

Бернардо Москейра, куратор Lexus Hybrid Art

Lexus Hybrid Art — это возможность пережить самые разные чувства: удивление и эффект присутствия чего-то таинственного, напряжение, размышление, удовольствие — и расслабление. Больше всего же я хочу, чтобы зрители уходили с выставки полные любви и сил — и в этот момент смогли принять решение, которое что-то изменит в их жизни.

Бернардо Москейра родился, живет и работает в Рио-де-Жанейро (Бразилия). В кураторской практике — более 55 выставок в галереях Рио и Сан-Паулу. Является директором премииFOCO (Prêmio FOCO) и одним из кураторов галереи Ibeu; преподает в Школе визуальных искусств Парк Лаже (Parque Lage).

ОБЪЕКТЫ, ОТРАЖАЮЩИЕСЯ В ЗЕРКАЛЕ, БЛИЖЕ, ЧЕМ КАЖУТСЯ

Федор Павлов-Андреевич, артистический директор Lexus Hybrid Art

Между взглядом из машины на город, поля и леса — и самим городом, самими полями и лесами — большая разница, иногда пропасть. Такая же разница между русской пословицей «Там хорошо, где нас нет» и английской «The grass is always greener on the other side of the fence» («По ту сторону забора и трава зеленее»).

Изучению этой разницы — и того, кем мы себя ощущаем и кто мы есть на самом деле, — посвящены работы, представленные на этой выставке.

И правда, казалось бы: мы заходим в примерочную в магазине одежды, за зеркалом которой неожиданно оказывается бесконечность. А за дверью, из-за которой доносятся звуки музыки, вдруг возникает неловкая тишина. Что уж говорить о длине вытянутой руки, которая отделяет нас от удивительной неизвестности, — или от чьего-то внезапного рукопожатия.Художники свидетельствуют лишь о том, что любое из повседневных чувств (и особенно из событий, их порождающих), может легко быть расценено как произведение искусства — ими полна наша будничность. Lexus Hybrid Art помогает нам не только нащупать искомую разницу, но и вычислить процент присутствия искусства в собственной жизни.

А еще эта выставка, поселившаяся в 2015 году в пространстве театра «Россия», — места вне времени, кинотеатра без первой половины слова, временного (благодаря Lexus Hybrid Art) музея современного искусства — так вот, эта выставка откроет своему верному посетителю целую очередь важных государственных тайн: в том числе, тайну надписи, объясняющей смысл автомобильного зеркала — «Объекты, отражающиеся в зеркале, кажутся ближе, чем они есть на самом деле».

Тому, на каком расстоянии от нас на самом деле находятся все эти уже отраженные (или те, которым только еще предстоит отразиться) объекты — и тому, что они для нас значат в чувственном смысле, и посвящена, по правде говоря, эта выставка.

Федор Павлов-Андреевич — бразильский художник, британский куратор и российский театральный режиссер. С 2009 года возглавляет в Москве Государственную галерею на Солянке. В этом году одна из его последних художественных работ — «Карусель Перформанса» (Fyodor’s Performance Carousel, 2014) — была удостоена Гран-При Международной премии Курехина в области мультимедийного искусства.

МИСТИЧЕСКИЙ КИНОТЕАТР ИЛИ ПАРК АТТРАКЦИОНОВ

Катя Бочавар, архитектор, куратор Lexus Hybrid Art

Все четыре выставки Lexus Hybrid Art, в которых я принимала участие, были разными по архитектуре, по идее и даже по духу. Экспозиции напоминали то лабораторию алхимика, то космические порталы, то город будущего, прорастающий сквозь архитектуру прошлого… В этом году посетители попадут в мистический кинотеатр, напоминающий знаменитый сериал Дэвида Линча — или парк аттракционов, живущий сам по себе и затягивающий в свои глубины. В нем будет страшно, страшно интересно.

Катя Бочавар — художник и куратор. Участвует в проекте Lexus Hybrid Art как архитектор пространства и сокуратор с 2012 года. Среди других ее работ: архитектор Российского павильона 53-й Венецианской Биеннале (2009), куратор визуальной программы международного фестиваля современного искусства ГОГОЛЬFEST (Киев, 2010), куратор фестиваля»Архстояние 2013. ВЫХОД ИЗ ЛЕСА» (Никола-Ленивец, 2013).

Участники

БИЛЛ ВИОЛА, США
ТРИ ЖЕНЩИНЫ, 2008

Билл Виола / Bill Viola (1951, Нью-Йорк) — художник-классик, последователь мастеров Возрождения, оказавший решающее влияние на становление видеоарта как самостоятельного направления современного искусства. «Пикассо наших дней» называет Билла Виолу куратор прошлогодней ретроспективы художника в Париже. 64-летний Виола говорит о себе: «Я родился одновременно с видео».

Эклектичные работы Билла Виолы стали классикой постмодернизма: художник заимствует мотивы и символы европейского Ренессанса, мусульманского и буддийского искусства, актуализируя культурное наследие для размышления над вечно современными проблемами — эмоциональным состоянием человека, временем, границами бытия, взаимопроникновением искусства и жизни.

«Три женщины» («Three Women»)— часть медитативной серии «Метаморфозы», посвященной течению времени и процессу трансформации внутреннего мира человека. Источником вдохновения для создания цикла послужили слова средневекового мистика, суфия Ибн аль-Араби, описавшего жизнь как бесконечное путешествие: «Личность — это безбрежный океан. Его начало и конец недоступны взгляду ни в этом мире, ни в следующем». Мать и ее дочери медленно приближаются к границе жизни и смерти, пройдя через стену воды, они покидают бесцветную обитель призраков, чтобы на мгновение обрести плоть и кровь, испытать почти забытые ощущения.

ХУЛИО ЛЕ ПАРК, Аргентина
СВЕТ В ДВИЖЕНИИ, 1962/2014

Хулио Ле Парк / Julio Le Parc (1928, Мендоза, Аргентина) с 1958 года живет и работает в Париже. Ле Парк — одна из самых влиятельных фигур кинетизма, обладатель главного приза Венецианской биеннале 1966 года, организатор группы исследования визуального искусства — GRAV (Groupe de recherche d’art visuel). Манифест GRAV утверждает стремление художников вывести зрителя из состояния робости, расслабить, развить в зрителе устойчивую способность к воображению и действию.

Кинетическая скульптура Хулио Ле Парка «Свет в движении» («Lumiere en movement») — свежая модификация классического «мобиля» 1962 года. В результате сложных математических расчетов и посредством самых простых материалов — зеркал из нержавеющей стали, нейлоновых нитей и пары прожекторов — художник преодолевает статичность традиционной скульптуры. Открытие Александра Колдера — движение элементов объекта за счет естественной циркуляции потоков воздуха — Ле Парк дополняет эффектами преломления света, бесконечно расширяя границы существования скульптуры и ее влияния на окружающее пространство.

Инсталляция каждое мгновение воспроизводит совершенно новый рисунок движения, результат сочетания неповторимых характеристик пространства — температуры и влажности воздуха, скорости его потоков, присутствия и движений зрителей.

АННИКА КАРС, Германия
ДВОЕ ИГРАЮТ НА ОДНОМ, 2012

Анника Карс / Annika Kahrs (1984, Германия) живет и работает в Гамбурге. Средствами видео, перформанса и фотографии художник исследует социальные и научные конструкты, а также взаимоотношения между субъектами живой природы, например, людьми и животными. Анника Карс — лауреат многих премий и стипендиат различных фондов, в том числе George-Maciunas-Förderpreis 2012 (гранта имени Джорджа Мацюнаса), обладатель первого приза XX национального конкурса Bundeskunstwettbewerb.

Перформанс Анники Карс «Двое играют на одном» («For Two To Play On One») — бескомпромиссный эксперимент по обмену ролями: открывая дверь в пространство перформанса, посетитель невольно становится главным действующим лицом немого конфликта. Не спрашивая, готов ли гость оказаться в неудобном положении человека, прервавшего акт творения, Анника Карс моделирует пограничную ситуацию, в которой исходное любопытство неожиданно сменяется смущением и замешательством. Как только зритель ступает на красную дорожку — условное сценическое пространство перформанса, — музыка замолкает и взгляды исполнителей устремляются на одинокого посетителя. Теперь актеры — зрители театра конфуза. Они не намерены смягчать неловкое молчание — нежданный гость должен выкручиваться сам.

ЛЕАНДРО ЭРЛИХ, Аргентина
ДВЕРИ, 2004/2005 ПРИМЕРОЧНЫЕ, 2008

Леандро Эрлих / Leandro Erlich (1973, Буэнос-Айрес), художник-концептуалист, мастер оптических иллюзий, дважды представлял Аргентину на Венецианской биеннале современного искусства (2001, 2005). Работы Эрлиха представлены в Музее современного искусства в Буэнос-Айресе, галерее Тейт Модерн в Лондоне, Музее современного искусства в Париже и престижных частных собраниях. Пространственные эксперименты художника призваны перевернуть восприятие: объекты Эрлиха обманывают наши ожидания снова и снова, обнаруживая привычку воспринимать мир автоматически.

Три двери на границе тьмы и света («Doors», 2004/2005) — очередная обманка Леандро Эрлиха. Готовясь зажмуриться от яркого дневного света, вы открываете дверь и оказываетесь в темноте. Горизонт желаемого ускользает, как только вы поворачиваете ручку с датчиком движения. Инсталляция Эрлиха — реминисценция работы британской художницы Сил Флойер, направившей яркую полоску света под закрытую дверь галереи с помощью внешнего проектора. Так и с «Примерочными» («Changing Rooms», 2008): порталы Леандро Эрлиха открыты — художник дарит зрителю возможность разоблачить иллюзию, подвергнуть сомнению объективность собственного восприятия, обнаружить пределы воображения.

ЛУКАС СИМОЕС, Бразилия
ЗАМКНУТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ, 2015

Лукас Симоес / Lucas Simoes (1980, Катандува, Бразилия) живет и работает в Сан-Паулу. Эксперименты с конструированием пространства привели художника к выбору специфических выразительных приемов — многослойности и искажения. Пространственный эксперимент Лукаса Симоеса — возможность задуматься о том, как формируется наша идентичность.

«Ограниченное измерение» («Enclosed Dimension») Симоеса — архитектурная модель парадокса самоидентификации: используя специфику пространства — наклон зрительного зала к сцене, — художник усиливает эффект спуска, понижая высоту стен лабиринта. Вырастая над лабиринтом по мере движения, мы склонны поверить, что меняемся сами. Переживая трансформацию собственного величия, мы находим себя в иной, кинематографической реальности, усиленной эффектами света и цвета. Современный человек прежде всего ассоциирует и соотносит себя с внешним миром, адаптируясь к обстоятельствам времени и места. Снижение концентрации внутреннего «я» — побочный эффект расширения границ познания, возможности физического и виртуального присутствия в любой точке планеты.

ВАДИМ ФИШКИН, Словения
ДВЕРЬ, 2015

Вадим Фишкин / Vadim Fishkin (1965, Пенза) живет и работает в Любляне (Словения). Технические изобретения, голоса и языки, синтезированные компьютерными программами, стали для художника посредником в коммуникации со зрителем — Вадим Фишкин работает на стыке искусства и науки, исследуя способность технических изобретений воссоздавать образы живой природы и повседневной реальности.

В резюме художника двадцать персональных и свыше ста групповых выставок, в числе которых Венецианская биеннале современного искусства (1995, 2003, 2005), III Стамбульская биеннале (1992), выставка «Москва — Берлин, Берлин — Москва» (2003), I и X «Манифеста» в Роттердаме (1994) и Санкт-Петербурге (2014). В настоящее время является профессором Центра искусства и медиатехнологий в Карлсруэ (Германия).

Мир не такой, каким кажется: аудиовизуальная мистификация Вадима Фишкина создает иллюзию реальности, пространство которой мы достраиваем сами. Приоткрытая дверь приглашает к диалогу, призывает «угадать», что происходит по ту сторону, представить вещи, которых нет, сделать пространство комфортным, стоя в дверях, и… пройти мимо.

ЛИЗА МОРОЗОВА, Россия
БЫТЬ ЛЕВОРУКИМИ ВМЕСТЕ, 2011

Лиза Морозова (1973, Москва) — автор перформансов и инсталляций, кандидат психологических наук, арт-терапевт. Участница многочисленных выставок и фестивалей в разных странах мира, в том числе Венецианской биеннале (2005) совместно с Программой «ESCAPE», Пражской биеннале (2003), Биеннале в Салониках (2011), PERFORMA (2011). В числе основных интересов — коммуникация, телесность, психотерапевтические возможности перформативного искусства.

«Быть леворукими вместе» — сеанс невербальной коммуникации между автором и зрителем. Художница создала инсталляцию, напоминающую исповедальню, позволяющую вступать в свободный тактильный контакт левой рукой с помощью специального рукава. В первые дни работы выставки, по словам автора, внутри бокса предполагается «тайное свидание между художником и зрителем». В остальные дни — коммуникация между двумя зрителями. Работа, иронично обыгрывающая «ручной труд» художника в эпоху искусства реди-мейдов и цифровых объектов, моделирует состояние экзистенциальной изоляции человека в современном мире и одновременно является попыткой ее преодоления. Главная роль здесь отводится уникальному опыту, который переживается «здесь и сейчас».

ЛАУРА ЛИМА, Бразилия
ВЫБОР, 2010

Лаура Лима / Laura Lima (1971, Минас-Жерайс, Бразилия) живёт и работает в Рио-де-Жанейро. Лауреат одной из крупнейших международных премий в области современного искусства — Bonnefanten 2014. Участник многих групповых выставок и автор персональных проектов для крупнейших музеев Европы, Северной и Южной Америки, среди них музей MUAC в Мехико и Музей современного искусства в Буэнос-Айресе.

Лаура Лима в «Выборе» («Escolha») воссоздает атмосферу полной изоляции от внешнего мира с помощью тяжелых бархатных занавесов. Непроницаемые полотна выстроены последовательно согласно цвету — бордовый, синий и черный. Параметры ткани выбраны с учетом ее способности шаг за шагом блокировать внешний свет, шум и ощущение границ пространства. Дальше художник предоставляет зрителю возможность выбора: пройдя сквозь занавесы, вы можете немедленно покинуть пространство или замереть в ожидании сюрприза.

ТОМ БИЛЬ, США
MÖBIUS NARCISSUS, 2015

Том Биль — нью-йоркский художник, работает в основном с природными материалами. С 2008 по 2012 год — основатель и директор независимого выставочного комплекса Honey Space в Челси. Том получил гранты и награды Нью-Йоркского фонда искусств, Американско-Японскую стипендию для художников; участвовал в арт-резиденциях Yaddo, Watermill Center, Pioneer Works и Vermont Studio Center. Среди его выставок: Museum of Old and New Art (Тасмания, 2013), Family Business (Нью-Йорк, 2013), Art Squat Forum, Московская Биеннале (2011), ГОГОЛЬFEST (Киев, 2010).

Том Биль берет за основу привычные фактуры окружающего мира и переосмысляет их, создавая органичные и чувственные скульптурные формы. Ощущение подвижности, свойственное его работам, достигает на Lexus Hybrid Art 2015 нового уровня: ландшафтная инсталляция «Möbius Narcissus» создается из натуральных материалов на глазах у зрителей в режиме work-in-progress.

ГЭРИ ХИЛЛ, США
КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ, 2015

Гэри Хилл / Gary Hill (1951, Санта-Моника, США) работает в жанрах скульптуры, видеоарта, саундарта, инсталляции и перформанса с начала 70-х, изучая функционирование языка, явление синестезии и интерактивность. Гэри Хилл выставлялся по всему миру, включая персональные выставки в Музее современного искусства Сан-Франциско, Центре Жоржа Помпиду в Париже, Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, Музее Современного Искусства в Базеле. Обладатель множества премий и наград, среди которых приз Венецианской биеннале (1995) и Премии Курта Швиттерса (2000). Среди последних проектов — монументальная многоканальная инсталляция по опере Бетховена «Фиделио» в Музее первобытной культуры Grotte du Mas D’Azi (Франция).

«Красный Желтый» («Red Yellow») — это спасательная вышка. Где-то в океане бесконечно колышутся идеальные волны. Повторение совершенства создает странное чувство, будто вы неожиданно натолкнулись на точку собственного спокойствия между настоящим, прошлым и будущим — и от этого состояния спасает повседневность. Вы уже плавали сегодня?

ДЭВИД БИРКИН, США
ПЫЛЬ СНЕГОВ, 2015

Дэвид Биркин / David Birkin живёт и работает между Лондоном и Нью-Йорком. Обладатель премии фонда Sovereign 2010 (Барбикан-центр, Лондон) и фотопремии Celeste 2012 (Музей Монтемартини, Рим). Среди его актерских работ: фильмы для Венецианской биеннале, триеннале Tate, выставки British Art Show. Участвовал в выставках в галерее Saatchi (Лондон), Государственной Галерее на Солянке (Москва), пространстве Gervasuti Foundation (Венеция), Музее современного искусства MUDAM (Люксембург), на фестивале FotoFest (Хьюстон), в Музее современного искусства MoMA (Нью-Йорк), Музее американского искусства Уитни (Нью-Йорк) и других.

Специально для Lexus Hybrid Art Дэвид Биркин создал новую работу «Пыль снегов» («Dust of Snow»). «Напишите то, что вы не можете произнести» — предлагает Биркин зрителям, и реагирует на ваше откровение или на вашу шутку так, как не ожидает никто, даря неожиданные облегчение и свободу.

МАЙК ХЬЮСОН, США
ПРЯМОЕ ЗЕРКАЛО, 2015

«Прямое зеркало» («Dim Mirror»)— инсталляция-иллюзия Майка Хьюсона / Mike Hewson (Новая Зеландия – Нью-Йорк), меняющая восприятие окружающего пространства.

В работе Хьюсона театр «Россия» и лестница, соединяющая его с Пушкинской площадью, превращаются в туристическую открытку: отражение площади на фоне голубого неба. Изображение, нанесенное различными способами на элементы архитектуры, создает эффект зеркала.

Масштабные инсталляции Хьюсона помогают состоятся диалогу между искусством и архитектурой, и предлагают задуматься над отношением к важным культурным и историческим пространствам. Внедряя в город формат оптической иллюзии, художник подчеркивает, искажает и отображает среду, побуждая зрителя пересмотреть на привычные вещи под новым, непривычным углом зрения.

Открытие

ОТКРЫТИЕ LEXUS HYBRID ART 2015

21.07.2015

Эпизоды

МАЙК ХЬЮСОН «ПРЯМОЕ ЗЕРКАЛО»

Открытие инсталляции

1.07.2015

МАЙК ХЬЮСОН: «КАК ИСКУССТВО МЕНЯЕТ ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО»

Лекция на Стрелке

2.07.2015

СВЕТ И ДВИЖЕНИЕ В ИСКУССТВЕ

Хулио Ле Парк и Бернардо Москейра

Дискуссия в ГМИИ им. А.С.Пушкина

22.07.2015