Меню

Эти эпизоды можно читать в любой последовательности, собирая из отдельных образов мозаику главной темы.

В этом году Lexus Hybrid Art празднует юбилей — пятая по счету выставка пройдет на ВДНХ, в павильоне «Оптика». Исследуя будущее как пространство материализации фантазий настоящего, куратор Lexus Hybrid Art 2014 Богомир Дорингер приглашает, подобно Улиссу Джойса и героям «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика, отправиться в странствие к горизонтам временно неопределенных состояний и незавершенных процессов.

Перед нами разворачивается коллективная фантазия о будущем в десяти эпизодах авторского вымысла, воплощенного средствами современных технологий в исторических интерьерах павильона «Оптика».

Участники

КОГАН, КРЕЩЕНТИ, КАНТОНИ
AGUA

Ракель Коган, Леонардо Крещенти и Режан Кантони исследуют взаимоотношения между человеком и компьютером, наукой и искусством. «Agua» — это тактильно-визуальный интерфейс, трансформирующий купольное пространство павильона «Оптика» за счет имитации эффекта каустики. Многочисленные световые кривые образуются в результате преломления света при прохождении через динамичные прозрачные тела —например, воду. Ракель Коган, Леонардо Крещенти и Режан Кантони приглашают вас пройтись по воде — оставьте обувь за пределами инсталляции и погрузитесь в иллюзию прогулки по дну моря. «Agua», контрастируя с работой дуэта ATK!, формирует спокойную и медитативную картину будущего.

СЬЮЗАН ДИККЕР И МАТИАС ОСТРИК
MUTUAL WAVE MACHINE

Представлено Институтом Марины Абрамович

«Mutual Wave Machine»— способ почувствовать себя «на одной волне» с другим человеком: Сьюзан Диккер и Матиас Острик призывают совершить эксперимент по мозговой синхронизации. Специальное программное обеспечение в режиме реального времени собирает и анализирует электрическую активность мозга двух людей, сидящих друг напротив друга в интимной капсуле. Отпечатки их взаимного восприятия проецируются на экраны внутри капсулы и на ее внешние стенки. Возникновение четких аудиовизуальных паттернов в процессе эксперимента свидетельствует об успешном процессе синхронизации мозговых волн, напротив, звон в ушах и проблемы со зрением — показатель хаотичной нейронной активности.

МИКЕЛА ПЕЛУСИО
SPACETIME HELIX

Кинетическая инсталляция Микелы Пелусио иллюстрирует бесконечную спираль отклонений от точки равновесия в окружающих нас пространстве и времени. «SpaceTime Helix» — резонатор, который вызывает «стоячую волну» и выявляет рисунок ее колебаний. Следуя явлению интерференции волн, звучат струны скрипки и гитары, происходят колебания воздуха в органной трубе. Наблюдайте за волной, коснитесь рукой или управляйте ее состоянием — с помощью пульта управления вы можете менять рисунок, скорость движения и цвет волны. «SpaceTime Helix» ассоциируется и, в то же время, конфликтует с искусственной, роботической световой спиралью Конрада Шоукросса, расположенной напротив.

ИВАН НАВАРРО
LA GRANDE UTOPIE (WHITE)
MAN HOLE (ICON)

Иван Наварро использует неон и зеркала для создания скульптур и инсталляций, релевантных актуальным социально-политическим вопросам. Закрытая дверь и люк, представленные на выставке, принадлежат к серии зеркальных работ. Эти объекты — метафоры «потери себя» в бесконечном пространстве прошлого и будущего. Наварро прекрасно справляется с задачей заинтриговать и, возможно, испугать посетителя: во всяком случае, реакция человека, обнаружившего пропасть под ногами (работа «Man Hole»), вполне предсказуема и объяснима — как и последующее восхищение.

ДЖИМ КЭМПБЕЛЛ
HOME MOVIES 1040

«Home Movies 1040» — взгляд на прошлое из будущего: воспоминания, оцифрованные старые пленки с хрониками домашних торжеств и детских игр, в работе Джима Кэмпбелла переживают процесс «размытия» временем. Максимальный blur-эффект делает изображения лиц и предметов едва различимыми — проекция осуществляется с помощью сильно разреженного светодиодного экрана, обращенного лицом к стене и тыльной стороной к зрителю. Световые потоки разной степени интенсивности проецируют на стену размытые пятна, в которых вы можете угадать очертание лица, лишь находясь на расстоянии 7 метров. «Home Movies 1040» (1040 — количество светодиодов) вызывают чувство ностальгии, желание приблизиться к экрану, — но сокращение дистанции тут же «стирает» воспоминания из поля зрения.

БЕРНД ОППЛ
PASSAGE, HOTEL ROOM, SICK BUILDING

Работы Бернда Оппла — стандартные коридоры и комната в отеле — на первый взгляд, представляют собой обычные макеты кинематографических пространств, но что-то в них не так. «Passage» вызывает стойкое чувство неопределенности и беспокойства, cопереживания, предчувствия чего-то — состояние, сопровождающее просмотр удачных триллеров и хорроров. Бернд Оппл мастерски использует саспенс, последовательно трансформируя состояние внешне прозаичных помещений, — например, в видео «Hotel Room» художник медленно замораживает гостиничный номер. По пустому коридору «Sick Building» (буквально — «ненормального» здания) растекается белая глазурь — при этом капли, в нарушение всех законов притяжения, стекают вверх.

ТИМ НОУБЛ И СЬЮ ВЕБСТЕР
THE INDIVIDUAL

Луч света, направленный на инсталляцию Тима Ноубла и Сью Вебстер под определенным углом, делает видимым скрытый силуэт объекта — на стене появляются теневые проекции человеческих фигур и автопортреты. Художники обращаются к свету как метафоре преобразующей силы искусства. На протяжении всей карьеры Ноубла и Вебстер интересовала психология восприятия и интерпретации людьми абстрактных образов. За 17 лет работы художники создали целую серию анти-памятников, комбинируя техники современной скульптуры и панк-стратегии. В основе их метода — столкновение противоположностей: узнаваемой формы и бесформенной массы, высокой и популярной культуры, мужского и женского начал.

КОНРАД ШОУКРОСС
LIMIT OF EVERYTHING

Сложная механическая система Конрада Шоукросса объединяет три независимых источника света. Определенный алгоритм синхронизирует их движение в разных направлениях — от центробежного до ориентированного вовне. Благодаря этому границы и размеры пространства, в котором функционирует объект, переживают постоянную трансформацию. Система постепенно ускоряет темп — в результате в нашем восприятии три лампы сливаются в единую световую спираль идеальных контуров. Интересы мастера кинетических скульптур Конрада Шоукросса лежат на стыке геометрии, философии и физики. В 2004 году он попал в список 80 самых талантливых молодых художников современности по мнению The Observer, в 2013-м стал самым молодым членом Королевской академии искусств (Великобритания).

ATK!
PHANTOM LIGHTS

«ATK!» («а-так!») — дуэт Офера Смилански и Иштара — объединяет экспериментальные музыкальные методики и принцип живой импровизации на территории современного искусства. «ATK!» используют резкие звуки, пульсирующий свет и специфику пространства — для воссоздания драматичного аудиовизуального портрета будущего. «ATK!» достигают эффекта максимального физического присутствия зрителя в апокалиптическом будущем за счет принципа иммерсии — одновременного многонаправленного воздействия на разные каналы восприятия (зрение, слух, осязание). Грохот электрических пробок и короткие замыкания пронизывают зал, павильон, тело города.

ИЗАБЕЛЬ АНДРИЕССЕНM
DISSONANT EQUILIBRIUM

«Мы чувствуем умом и видим кожей», — заявляет Изабель Андриессен в описании своей работы «Dissonant Equilibrium». Объект исследует влияние внешних факторов, например, света и формы пространства, на секрецию гормонов, частоту сердечных сокращений и температуру тела человека, а значит, — на восприятие действительности, которое может варьироваться от головокружения и галлюцинаций до «истинного откровения». Интенсивный зеленый и синий свет бодрит и возбуждает — он воспринимается организмом как дневной, характерный для наивысшей активности. Капсула воздействует на все органы чувств посетителей, находящихся внутри, вызывая легкое головокружение и совершенно непривычную реакцию на окружающее пространство.

Эпизоды

CITYSCOPE

ВСЕ ЛЕТО НА ВДНХ!

Городской калейдоскоп Марко Хеммерлинга перемещается на ВДНХ — после месяца, проведенного на Крымской набережной, и сотен ситиселфи, сделанных пользователями Instagram в его отражении. Грани «Ситископа» отразят новую жизнь главной выставки страны — именно ренессанс, который сейчас переживает ВДНХ, стал причиной решения Lexus поселить здесь гибридное искусство — на все лето. 5 ежегодная выставка Lexus Hybrid Art пройдет на ВДНХ и станет частью программы празднования 75-летия главного выставочного комплекса страны. В недавно отреставрированном павильоне «Оптика» откроются фантастические миры: посетитель станет героем футуристического фильма, декорации для которого создадут главные художники гибридного мира.